Кафедра: Кафедра физической и социально-экономической географии

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность кафедры физической и социально-экономической географии ведется по следующим образовательным программам:

Направление подготовки 05.03.02 «География», профиль Общая география

Направление подготовки 44.03.01   «Педагогическое образование», профиль География

Дополнительная профессиональная программа переподготовки «Преподаватель»

Досье направления подготовки 05.03.02  «География»:

бакалавр по направлению подготовки География готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; проектная и производственная; организационно-управленческая; педагогическая.

Бакалавр готовится к участию в комплексных экспедиционных и камеральных исследованиях по проблемам развития городов и территорий различного уровня, к проведению географических и экологических экспертиз проектов различного типа, комплексной региональной диагностики, территориального планирования, проектирования и прогнозирования.

Система практик (учебные, производственная и преддипломная) позволяют будущему бакалавру эффективно применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

  • проведение комплексных географических исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
  • участие в оценке воздействий на окружающую среду, выявлении
  • и диагностике проблем охраны природы и систем взаимодействия общества
  • и природы, решении эколого-географических задач, связанных с устойчивым развитием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
  • анализ частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов, в управлении природопользованием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
  • анализ закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и населения, анализ и прогноз развития территориальных социально-экономических систем разного уровня, территориальной организации общества, размещения производительных сил под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
  • оценка туристско-рекреационного потенциала территорий под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;

проектная и производственная деятельность:

  • разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды, проектирование типовых природоохранных мероприятий;
  • решение инженерно-географических задач;
  • эколого-экономическая оптимизация хозяйственной деятельности в городах и регионах, разработка мер по снижению экологических рисков;
  • территориальное проектирование, градостроительное и ландшафтное планирование;
  • мониторинг социально-экономических, в т.ч. демографических, миграционных и этнокультурных процессов, региональная социально-экономическая диагностика стран, регионов, городов;
  • разработка практических рекомендаций по региональному социально-экономическому развитию, проектирование социально-экономической и хозяйственной деятельности в регионах разного иерархического уровня, системах расселения и городах;
  • проектирование туристско-рекреационных систем, разработка туристских и экскурсионных маршрутов, региональных и ведомственных программ развития туризма;

организационно-управленческая деятельность:

  • участие в организационной и управленческой работе, в т.ч. административных органов управления;

педагогическая деятельность:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Бакалавры обладают солидной теоретической подготовкой и исследовательскими навыками, позволяющими продолжить обучение в магистратуре (получена лицензия на реализацию магистерской программы 05.04.02 География).

Учебный план: Учебная программа рассчитана на 4 года при очной форме обучения.

Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины», который включает дисциплины, относящиеся к базовой части программы и дисциплины, относящиеся к ее вариативной части.  

  • Б1.Б.26    География трудовых ресурсов
  • Б1.Б.27    Физическая география и ландшафты России
  • Б1.Б.28    Физическая география и ландшафты материков и океанов
  • Б1.Б.29    Экономическая и социальная география России
  • Б1.Б.30    Экономическая и социальная география мира
  • Б1.Б.31    Устойчивое развитие территории
  • Б1.Б.32    Информационные технологии в социально-экономической географии
  • Б1.Б.33    Теория и методология географической науки
  • Б1.Б.34    Русский язык и культура речи
  • Б1.Б.35    Психология и педагогика
  • Б1.В    Вариативная часть
  • Б1.В.ОД    Обязательные дисциплины
  • Б1.В.ОД.1    Социология
  • Б1.В.ОД.2    Управление социально-экономическими проектами
  • Б1.В.ОД.3    География и экономика отраслей хозяйства
  • Б1.В.ОД.4    Общая геология
  • Б1.В.ОД.5    Экономическая география и экономика региона
  • Б1.В.ОД.6    Палеогеография
  • Б1.В.ОД.7    Оледенения в истории земли
  • Б1.В.ОД.8    Географическое районирование (Физико-географическое районирование, Экономико-географическое районирование)
  • Б1.В.ОД.9    Основы территориального планирования
  • Б1.В.ОД.10    Географическое прогнозирование
  • Б1.В.ОД.11    Политическая география и геополитика
  • Б1.В.ОД.12    География сферы услуг
  • Б1.В.ОД.13    Инженерная геология
  • Б1.В.ОД.14    Инженерная геоморфология и опасные природные процессы
  • Б1.В.ОД.15    Методы инженерно-географических исследований
  • Б1.В.ОД.16    Мелиоративное обустройство природных комплексов
  • Б1.В.ОД.17    Учение об ареалах
  • Б1.В.ОД.18    География Мордовии (Физическая география Мордовии, Социально-экономическая география Мордовии)
  • Б1.В.ОД.19    География транспорта
  • Б1.В.ОД.20    Рекреационная география
  • Б1.В.ОД.21    Методы географических исследований (физико-географических и экономико-географических исследований)
  • Б1.В.ОД.22    ГИС в географии и обучении
  • Б1.В.ОД.23    Гидрология
  • Б1.В.ДВ    Дисциплины по выбору
  • Б1.В.ДВ.1     Культурно-исторические центры России / Историческая география России 
  • Б1.В.ДВ.2     География и искусство / Экономико-географическое краеведение
  • Б1.В.ДВ.3     Ритмичность природных процессов / Природно-туристские ресурсы мира и России
  • Б1.В.ДВ.4     Историческая геология / История географических открытий
  • Б1.В.ДВ.5     Геофизика и геохимия ландшафтов / Экологическое почвоведение / Адаптивные информационные и коммуникационные технологии
  • Б1.В.ДВ.6     География сельской местности / ТЭО производства
  • Б1.В.ДВ.7     Фитоиндикационные методы / Гидрогеология
  • Б1.В.ДВ.8     Ресурсоведение с основами природопользования / Экономическая эффективность использования природных ресурсов / Психология личности и профессиональное самоопределение
  • Б1.В.ДВ.9     Формирование и использование водных ресурсов России / Геологические экскурсии
  • Б1.В.ДВ.10     Поведенческая география / География финно-угорских народов
  • Б1.В.ДВ.11     Педагогические технологии в географии / Основы геоэкологии и ландшафтного планирования
  • Б1.В.ДВ.14     Социально-экономические показатели в географии / Экологическая климатология / Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
  • Б1.В.ДВ.15     Географическая экспертиза / Региональный экологический аудит

Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации «Бакалавр».

Полный цикл обучения включает теоретические и практикоориентированные курсы, материал которых полно раскрывается в ходе лекционных, практических и лабораторных занятий. Аудиторные занятия подкреплены самостоятельной работой студентов. После успешного прохождение итоговой государственной аттестации, включающей в себя государственный экзамен и выпускную квалификационную работу. Курс подготовки включает в себя  240 зачетных единиц.

Досье направления подготовки 44.03.01  «Педагогическое образование»:

направление подготовки Педагогическое образование предполагает подготовку педагогических кадров, обладающих фундаментальными знаниями в области географии и культурно-просветительской деятельности, владеющих современными технологиями и методиками преподавания географии. Результатом освоения образовательной программы является развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и  профессиональных компетенций.

Выпускники по направлению подготовки «Педагогическое образование» готовы к педагогической деятельности в области учебной и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и освоению новых профессиональных знаний и умений, непрерывному профессиональному самосовершенствованию.

Учебный план: Учебная программа рассчитана на 5 лет при заочной форме обучения.

Образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин:

  • гуманитарный, социальный и экономический цикл (история, философия, иностранный язык, культура речи, экономика образования, социология, культурология, политология, правоведение, география и экономика отраслей хозяйства, социальная география. география культурно-исторических центров  России, историческая география России, география и искусство, география финно-угорских народов);
  • математический и естественнонаучный цикл (информационные технологии, основы математической обработки информации, естественно-научная картина мира, экономическая география и экономика региона, проблемы глобального изменения климата, ритмичность природных процессов, экономико-географическое краеведение, опасные природные процессы и явления, поведенческая география);
  • профессиональный цикл (психология, педагогика, безопасность жизнедеятельности, методика обучения и воспитания географии, введение в географию, землеведение, общая геология, геоморфология, климатология с основами метеорологии, биогеография, гидрология, современные средства оценивания результатов обучения географии, научные основы школьного курса географии,  социально-экономическая география, география населения с основами демографии, ландшафтоведение, карты в школьной географии, картография с основами топографии, физическая география и ландшафты России, физическая география и ландшафты материков и океанов, экономическая и социальная география России, экономическая и социальная география мира, школьное краеведение, географическое районирование, внеурочная работа по географии, методы географических исследований, теория и методология географической науки, научное творчество в процессе обучения географии, география АПК, практикум по географии, инновации в школьной географии, история географии, география Мордовии, география сельской местности, регионоведение, коммерческая география, ТЭО производства, география транспорта, социально-экономическая картография, основы геоэкологии, экология, формирование и использование водных ресурсов России, геологические экскурсии, учение об ареалах, ресурсоведение, проблемное обучение, технология модульного обучения географии, методика изучения регионов и стран в школьной географии, методика изучения отраслей экономики на уроках географии, территориальное планирование и управление, географическое прогнозирование, география почв с основами почвоведения, ресурсный потенциал территории, историческая геология, история географических открытий, география сферы услуг, социально-экономическая статистика в географии, территориальная организация качества населения, геоурбанистика, население и экономика, палеогеография).

Педагогическую практику бакалавры проходят в школах Республики Мордовия.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательною) и вариативную (профильную) часть, включающую дисциплины по выбору студента. Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной детальности.

После успешного прохождение итоговой государственной аттестации, включающей в себя государственный экзамен и выпускную квалификационную работу, выпускнику присваивается квалификация «Бакалавр». Курс подготовки включает в себя 240  зачетных единиц